Стратифицированная модель эмоционального интеллекта
Эмоциональный интеллект
Стратифицированная модель эмоционального интеллекта
Четыре порядка эмоциональной зрелости и четыре уровня развития в каждом порядке
Автор:
Тихончук Сергей Владимирович
7 часов назад
Эта статья предлагает новый подход градации эмоционального интеллекта (EQ), адаптируя теорию организационных страт Эллиота Джекса. Вместо того чтобы рассматривать EQ как набор навыков (самоосознанность, эмпатия, социальные навыки), мы отображаем его через пространственно-временные измерения: продолжительность эмоций и охват идентичности (кого вы включаете в свое чувство «я»). Результат — четыре выраженных порядка эмоциональной зрелости, каждый с четырьмя функциональными уровнями развития.
Введение
Традиционные модели эмоционального интеллекта относятся к эмоциям как к ингредиентам — добавь эмпатию, саморегуляцию, социальные навыки — и готово. Но это упускает природу эмоций: они могут быть базовыми инстинктами, такими как страх или боль, более сложными социальными чувствами, такими как чувство принадлежности, а может сопереживаемой болью за ребенка, как за самого себя, или даже за любого человека. Человек, готовый убить из-за ревности, и духовный учитель, жертвующий собой, различаются не по степени эмоций, а по природе. Разница — не в «большей эмпатии», а в фундаментально расширенном чувстве «я».
Стратифицированная модель эмоционального интеллекта
Эллиот Джекс обнаружил элегантную закономерность в организациях: они естественно образом упорядочиваются в восемь уровней иерархии, в зависимости от временного горизонта планирования. Линейный исполнитель следует инструкциям и от него не ждут планирования действий на будущее; его руководитель уже должен продумывать выход сотрудников на смены с учетом отпусков, болезней и т. п., с горизонтом до 3 месяцев. Руководители крупных корпораций мыслят на десятилетия вперед.
Подход Джекса стал научным прорывом в методологии организационного дизайна. Он основывал страты на сложности задачи и горизонте времени, соотнося их со умственными способностями людей (уровень когнитивной сложности решаемых задач, не просто IQ). Однако с тех пор стало ясно, что только умственных способностей недостаточно для управления и лидерства — не менее критичен эмоциональный интеллект (EQ). Менеджер с высокой умственными способностями может определить верный стратегический путь, но при низком EQ он не сможет сформировать и не повести за собой сильную команду для достижения этой цели.
Мы предлагаем определять EQ-страты в согласовании со стратами когнитивной сложности Джекса, чтобы оба измерения соответствовали друг другу. Например, технический директор на Страте IV чтобы успешно выполнять обязанности должен обладать как когнитивными способностями Страты IV, так и уровнем эмоционального интеллекта Страты IV. При недостаточных когнитивных способностях он не сможет планировать на горизонт 2–5 лет; а при недостаточном EQ — не сможет сформировать и повести за собой команду для реализации своего 2–5-летнего плана.
Кроме того, EQ естественным образом разбиваются на четыре порядка, также как и в концепции когнитивной сложности Джекса. Эти шкалы соответствуют друг другу: в детстве ум исследует осязаемый мир и одновременно развивается способность чувствовать базовые инстинкты и эмоции. Во взрослом мире людям необходимо оперировать не только осязаемыми предметами, но и с эмпирическими обобщающими понятиями как например люди, грузы, одновременно эмоциональный интеллект должен выйти на социальный порядок развития, это необходимо для эффективной коммуникации и распознания эмоций других.
Горизонт в десятилетие и более требует перехода на новый порядок мышления, ему необходимо теперь оперировать абстрактными понятиями и концепциями, такие как стоимость активов, пул талантов, и тот же период требует соответствующего перехода в EQ следующего порядка. Построение многолетних отношений требует любви или глубокой дружбы; на этом уровне необходимо учиться отдавать и делиться, а не брать и обладать.
Высший порядок всеобщих законов природы или универсальных принципов также охватывает как когнитивное, и эмоциональное измерения. Это единство видно в научных теориях Аристотеля и Ньютона, прошедших через века, и так и в учениях Будды и Иисуса Христа, их духовное наследие живет в сердцах людей спустя тысячелетия.
Четыре порядка эмоционального интеллекта
| Порядок | Пространственный горизонт | Временной горизонт | Описание |
|---|---|---|---|
| I — Базисный (Детство) | Только «я» | Мгновения — часы | Базисные эмоции: страх, ревность, вожделение, базовые инстинкты выживания |
| II — Социальный (Мир взрослых) | «Я» и другие | Дни — годы | Социальные эмоции по отношению к другим как к отдельным личностям: нормы группы, социальное принятие, принадлежность |
| III — Чувственный (Путь любви) | Мы (семья, близкие, команда) | Десятки лет — поколения | Зрелые межличностные связи, где «я» расширяется и включает других; материнское чувство к детям, отеческие чувства лидера к команде |
| IV — Универсальный и трансперсональный (Путь пророков) | Вселенский (все существа) | Век — тысячелетия | Универсальное сострадание и безусловная любовь, охватывающие всё живое и бытие |
Четыре функциональных уровня в каждом порядке
Каждый порядок включает четыре базовых функциональных компетенции:
- Ощущать: Переживать эмоции на данном уровне сложности.
- Распознавать: Осознавать и интерпретировать собственные и чужие эмоции.
- Управлять: Регулировать и выражать эмоции подходящим образом.
- Вести: Направлять, влиять с помощью эмоций и чувств.
По мере того как мы овладеваем эмоциями и чувствами на каждом порядке мы проходим путь от ощущений до управления ими и лидерства, управления с помощью них.
Пространственно-временные измерения
Пространственное измерение определяет охват «я» — от индивидуального (Порядок I) до всеобъемлющего универсального (Порядок IV). Временное измерение представляет временной горизонт эмоции:
- Моментальные импульсы и мгновения (Порядок I)
- Среднесрочные социальные взаимодействия с учётом прошлого и будущего (Порядок II)
- Продолжительные отношения, охватывающие десятилетия и поколения, наследие и устойчивые связи (Порядок III)
- Трансцендентные, архетипические, вечные эмоциональные принципы (Порядок IV)
Детальное описание порядков и уровней эмоций и чувств
Порядок I: Базисные (детство)
Пространственное измерение: Только «я» (эгоцентризм, нарциссизм). Временное измерение: Настоящее (импульсы, немедленная реакция). Характеристики: Эмоции воспринимаются как телесные императивы: страх, боль, жажда обладания, сексуальное влечение, гнев, ревность. Это уровень выживания: эмоциональные реакции направлены на немедленное удовлетворение базовых нужд. Регуляция эмоций примитивна, реакции скорее рефлекторные, чем осознанные.
Движущие силы: Желание получать — вещи, удовольствие, деньги. Нейробиологическая основа: Активация лимбической системы (миндалина, гипоталамус); реакции, опосредованные дофамином и норадреналином (вожделение, агрессия). Крайние проявления: Насилие, убийство на почве ревности, когда обладание превращается в патологическую агрессию. Диагностический маркер: При угрозе потери объекта привязанности ревность переходит в агрессию и стремление уничтожить объект или соперника.
| Порядок-Уровень | Функциональный уровень | Временной горизонт | Описание |
|---|---|---|---|
| I-1 | Ощущать | Мгновения | Переживание базовых инстинктов происходит мгновенно, поскольку они важны для выживания. Быстрая активация лимбической системы — страх, ревность, вожделение. |
| I-2 | Распознавать | Секунды | Появляются первые навыки осознанного распознавания базовых инстинктов как шаг к их контролю. |
| I-3 | Управлять | Минуты | После осознанного распознавания реакции возможно осмыслить её корректность, принять меры к контролю и успокоению. |
| I-4 | Вести | Часы | Формируется понимание повторяющихся паттернов, развивается осознанность для более быстрой саморегуляции — через рефлексию или медитацию. |
Порядок II: Социальный (мир взрослых)
Пространственное измерение: Я и другие, как отдельные сущности («Я и Они»). Временное измерение: Время существование команды, группы (дни-годы; традиции, нормы). Характеристики: Формируется ощущение себя как члена социального организма. Ведущие эмоции: принадлежность, коллективная гордость, стыд перед группой, страх изгнания, групповая сплочённость. Это уровень социальной когниции: понимание динамики группы, негласных правил, «командного духа».
Нейробиологическая основа: Активация областей социального мозга (ТПС — теменно-височный стык, медиальная префронтальная кора); зеркальные нейроны, обеспечивающие социальную эмпатию. Практические применения: Эффективная командная работа, организационная культура, групповое лидерство. Движущие силы: Жажда власти, признания. Крайние проявления: Войны, геноцид. Диагностический маркер: Способность ощущать и модулировать коллективное настроение, поддерживать лояльность, понимать неявные социальные нормы и табу.
| Порядок-Уровень | Страта | Функциональный уровень | Временной горизонт | Описание |
|---|---|---|---|---|
| II-1 | I | Ощущать | Дни | Ощущение социальных эмоций — как у жертвы или как наблюдателя за жертвой социальных эмоций. |
| II-2 | II | Распознавать | Недели | Осознание, что лучше избегать положения жертвы. |
| II-3 | III | Управлять | Месяцы | Начало политики — попытки влиять на группу для получения своих выгод. |
| II-4 | IV | Вести | Годы | Политические лидеры, способные управлять массами ради власти и личной выгоды. |
Порядок III: Чувственный (Путь любви)
Пространственное измерение: Инклюзивное «Мы», охватывающее интимные отношения, семью и команды. Временное измерение: Расширенное, включающее коллективную память, общие переживания и планирование будущего / наследия. Характеристики: На этом уровне человек воспринимает близких как продолжение расширенного себя. Ведущие эмоции: зрелая любовь, эмпатия, забота, самопожертвование ради близких, родительская любовь, дружба. Это уровень глубоких личных связей и продолжающихся привязанностей.
Нейробиологическая основа: Активация островковой доли, передней поясной коры; окситоцин и вазопрессин для привязанности; нейронные паттерны, интегрирующие прошлые воспоминания в настоящее сознание. Практические проявления: Желание отдавать, долговременные супружеские отношения, качественное родительство, глубокие дружеские связи, адаптивное переживание утраты с интеграцией продолжающихся связей. Движущие силы: Желание отдавать, делиться, расти. Крайние проявления: Самопожертвование, суицид при необратимой утрате. Диагностический маркер: При смерти любимого человека — способность перейти от острого горя к интеграции их образа во внутренний мир, сохраняя любовь, несмотря на невозможность обладания. Способность ощущать умершего как живого внутри себя.
| Порядок-Уровень | Страта | Функциональный уровень | Временной горизонт | Описание |
|---|---|---|---|---|
| III-1 | V | Ощущать | Десятилетие | Хотя глубокие отношения возникают быстро — любовь с первого взгляда, ощущение родственной души с первого взаимодействия — долгосрочные связи невозможны без расширения себя до партнёра, без этого отношения не длятся долго. |
| III-2 | VI | Распознавать | Десятилетия | Кризис отстранения в близких отношениях — необходимо признать свободу выбора для партнёра, детей или товарищей по команде, не ограничивать их, хотя они — часть нас. Кризис может наступить быстро, но для сохранения связей на десятилетия требуется признать эту свободу. |
| III-3 | VII | Управлять | Поколение | Передача любви следующему поколению от родителей к детям, от основателей к преемникам. |
| III-4 | VIII | Вести | Поколения | Культивация любви вокруг нас, необходимая для выживания и успеха группы/семьи на протяжении поколений. |
Порядок IV: Универсальный и трансперсональный (Путь пророков)
Пространственное измерение: «Я» + все существа (космическое единство; трансцендирование границы субъект-объект). Временное измерение: Вечность (архетипы, духовные принципы, вневременные истины). Характеристики: На этом уровне человек воспринимает всех людей (и всех чувствующих существ) как аспекты единого целого, охватывающего его самого. Ведущие эмоции: безусловная любовь ко всем существам, универсальное сострадание (санскрит: karuṇā), mettā (любящая доброта ко всем), agape (христианская любовь). Это уровень духовных учителей — Будды, Христа.
Движущие силы: Желание спасать. Отличительная черта: Способность любить врагов, прощать обидчиков, видеть божественное в каждом существе. Альтруизм не как ситуативный моральный выбор, а как фундаментальная онтологическая позиция. Временной парадокс Порядка IV: Учителя, достигшие этого уровня, «живут тысячелетиями». Будда (ум. ~500 г. до н.э.), Иисус (ум. ~30 г. н.э.) продолжают преобразовывать людей своими учениями в 21 веке. Их расширенное «я» трансцендирует индивидуальную смертность и живёт в бесчисленных поколениях последователей. Предполагаемая нейробиологическая основа: Гипотетическая интеграция всех сетей мозга в «недуальное сознание», где граница между наблюдателем и наблюдаемым растворяется (описано в исследованиях опытных медитирующих). Практические проявления: Духовное учительство, создание смысловых систем, превосходящих индивидуальную жизнь, гуманитарная деятельность на уровне человечества. Диагностический маркер: Способность к полному самоотречению ради других без переживания жертвы, поскольку разделение между собой и другим трансцендировано.
| Порядок-Уровень | Функциональный уровень | Временной горизонт | Описание |
|---|---|---|---|
| IV-1 | Ощущать | Век | Переживание универсального сострадания; ощущение взаимосвязанности всех существ во времени. |
| IV-2 | Распознавать | Века | Распознавание архетипических паттернов; понимание коллективного человеческого опыта. |
| IV-3 | Управлять | Тысячелетие | Мастерство самотрансцендирования; невозмутимость перед лицом универсального страдания. |
| IV-4 | Вести | Тысячелетия | Духовное лидерство, воплощающее вечные принципы; Будда, Иисус, Пророк Мухаммед. |
Дифференциальная диагностика: ревность против любви
Один из самых ярких контрастов между низшей (Порядок I) и высшими (Порядок III–IV) стратами эмоционального интеллекта проявляется в расхождении реакций на угрозу потери:
- Другой воспринимается как объект владения
- Реакция: агрессия, контроль, разрушение
- Крайнее проявление: убийство партнёра или соперника
- Механизм: обладательский инстинкт → патологическая ревность
- Другой воспринимается как продолжение расширенного себя
- Реакция на смерть: интеграция во внутреннее поле, продолжающиеся связи
- Исход: трансформация боли в дорогую память; сохранение любви без обладания
- Механизм: привязанность как духовное расширение
- Все существа воспринимаются как аспекты единого целого
- Реакция на конфликт: прощение, сострадание, ненасилие
- Исход: продолжение служения, несмотря на гонения
Эта дифференциальная реакция на потерю даёт ясный диагностический критерий: траектория от убийственной ревности к интегративной любви представляет фундаментальное различие в развитии эмоциональной компетентности.
Временной горизонт как критерий развития
Ключевым в применении парадигмы Джекса к EQ является осознание, что развитие эмоциональной компетентности прямо коррелирует с продолжительностью отношений построенных на этих эмоциях и чувствах:
| Порядок | Временной промежуток | Тип личности | Уровень развития |
|---|---|---|---|
| I | Мгновения–Часы | Импульсивный человек | Инстинкты |
| II | Дни–Годы | Организационный человек | Групповая идентичность |
| III | Десятилетие–Поколения | Человек на которого можно положиться, член семьи | Интимные связи, континуум предков-потомков |
| IV | Век–Тысячелетия | Пророк, духовный учитель | Вечные принципы |
Это объясняет, почему люди с неразвитым EQ страдают от «некроза настоящего» — неспособности планировать эмоциональную жизнь за пределами текущего момента. Напротив, люди с высоким EQ воспринимают себя в рамках многопоколенческой непрерывности.
Практические применения
Инструмент самооценки
Предложенная модель позволяет задавать чёткие самодиагностические вопросы:
- Какой порядок характеризует ваше основное функционирование? Вы регулируете эмоции импульсивно (Порядок I)? Вы чувствуете динамику группы (Порядок II)? Вы способны на глубокую личную привязанность (Порядок III)? Вы переживаете единство со всеми существами (Порядок IV)?
- Можете ли вы расширить свой пространственный горизонт? От эгоизма к альтруизму и универсальной любви?
- Можете ли вы расширить свой временной горизонт? От немедленного удовлетворения к многолетнему планированию? Чувствуете ли вы связь с предками и ответственность перед потомками?
Развитие EQ
Согласно предлагаемой модели, развитие EQ — это не накопление навыков, а трансформация личной идентичности через расширение пространственно-временных горизонтов. Рекомендуемые практики:
- Медитативные практики, расширяющие границы себя (Порядок III→IV)
- Работа с горем и интеграция продолжающихся связей (Порядок III)
- Развитие организационного сознания (Порядок II)
- Рефлексия о влиянии собственных эмоций на других (переход Порядок I→II)
Организационные применения
Джекс показал, что управленческая компетентность коррелирует с временным горизонтом планирования. Аналогично, эмоциональный временной промежуток может служить критерием для подбора лидеров на разных организационных уровнях:
| Страта | Примеры ролей | Временной горизонт | Когнитивная сложность | Эмоциональная сложность |
|---|---|---|---|---|
| I | Инженеры-программисты, QA-инженеры, DevOps-инженеры, аналитики данных, младшие разработчики | 1 день – 3 месяца | Выполнение одной задачи за раз с конкретными результатами; линейные пути с конкретным мышлением | Демонстрация позитивного отношения к членам команды; видеть и ощущать эмоции членов команды |
| II | Лидеры команд, скрам-мастера, технические лиды, менеджеры разработки, QA-менеджеры | 3 месяца – 1 год | Задачи не могут быть полностью специфицированы заранее; сбор информации и уточнение определений | Требуется активное слушание; распознавание деструктивного поведения в команде |
| III | Директора разработки, директора продукта, руководители инженерии, главные инженеры | 1–2 года | Подготовка нескольких альтернативных путей решения; оптимизация ресурсов (бюджет, люди, оборудование) | Управление командным духом, разрешение конфликтов, владение эмпатией |
| IV | Вице-президенты по инженерии, вице-президенты по продукту, директора площадок, директора платформ | 2–5 лет | Ведение нескольких задач Страты III одновременно; изменения требуют корректировок по всем направлениям | Ведение команды к целям, поддержание позитивного настроя и заряд энергией |
| V | Старшие вице-президенты, генеральные менеджеры, руководители бизнес-единиц, главы подразделений | 5–10 лет | Управление целыми бизнес-единицами; оценка влияния внутренних/внешних событий; прогнозирование эффектов второго и третьего порядка | Формирование связей со значимыми другими; предоставление необходимой поддержки. Ощущение критически важных элементов бизнеса |
| VI | Директор по продукту (CPO), директор по технологиям (CTO), операционный директор (COO) | 10–20 лет | Ведение нескольких бизнес-единиц к корпоративным целям; глобальное сетевое взаимодействие для влияния на события в организации | Распознавание любви и искоренение страха — единственного врага любви |
| VII | CEO крупных технологических компаний (Airbnb, Stripe, Snowflake), основатели, масштабирующие компании до уровня Fortune 500 | 20–50 лет | Оценка потребностей общества на национальном/международном уровне; создание бизнес-единиц для удовлетворения этих потребностей; высший уровень в семистратных организациях | Управление передачей Целей преемникам |
| VIII | CEO мегакомпаний (Apple, Microsoft, Google, Meta, Amazon) | 50–100 лет | Долгосрочные стратегические решения, влияющие на целые отрасли и экономики; требуются исключительные когнитивные способности | Вести |
Заключение
Данная статья представила стратифицированную модель эмоционального интеллекта, основанную на пространственно-временных измерениях и параллельную теории организационных страт Эллиота Джекса. Четыре порядка эмоциональной зрелости — от базисного до универсально-трансперсонального — каждый с четырьмя функциональными уровнями, обеспечивают практический инструмент для самооценки, развития и организационного применения.
Примечание: Иллюстрация «Распятие» Николая Ге, 1894, ремастеринг с использованием ИИ, местонахождение оригинальной картины 1894 года в настоящее время неизвестно.
- 30.07.2025
- 47
Методология OKR: Превращаем смелые идеи в реальные результаты
Методология OKR создана для того, чтобы делать см…